Юридическая компания "ЛИК"
+7 (4872) 33-74-65 / +7(930) 895-55-35 / +7(920) 797-00-70
info@yuristlic.ru / yuristlic@mail.ru
300028, Россия, г.Тула, ул.Седова, д.7, 2-й этаж, офис 206

Изменения в законодательство о третейских судах

Статья опубликована: 2016-08-30 19:18:06 +0300 MSK


А Вы знаете что…

С 1 сентября 2016 года вносятся существенные изменения в законодательство РФ о третейских судах

ЮРИСТ СОВЕТУЕТ… (https://vk.com/club112392405)

С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон «ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 383-ФЗ от 29.12.2015 года, который вносит существенные и во многом глобальные изменения в законодательство о третейских судах, меняя как сами названия (определения), порядок образования и создания, а также порядок самих разбирательств.

Ранее работа третейских судов от создания до самих разбирательств основывалась на Федеральном законе «О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года. Так, согласно п. 7 статьи 52 Федерального закона «ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 383-ФЗ от 29.12.2015 года, следует, что: Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормы Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положения глав 7 и 8 настоящего Федерального закона применяются в том числе в отношении арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Основные изменения коснулись даже ключевых понятий (определений). Так законодатель фактически исключил само упоминание «СУД» в названиях третейских судов в новом законе, тем самым оставил исключительное право его использования только в государственной судебной системе, дабы исключить разные кривотолки, а также повысить престиж и значимость самого упоминания «СУД» и права его использования в своих наименованиях только учреждениями относящимися к судебной власти Российской Федерации.

Так, согласно положений статьи 44 Федерального закона «ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 383-ФЗ от 29.12.2015 года: Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания "арбитражный суд" и "третейский суд", если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения. Таким образом, согласно во вступающих в законную силу нововведениях заменены следующие основополагающие термины: - «третейский судья» на «арбитр», - «третейское разбирательство» на «арбитраж», - «третейский суд» на «арбитражное учреждение», - «третейское соглашение» на «арбитражное соглашение», - «регламент третейского суда» на «правила постоянно действующего арбитражного учреждения».

Существенным изменениям коснулась статья 3 Федерального закона «О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года о порядке образования третейского суда. Так в предыдущей редакции, третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

В НОВОЙ же редакции имеются не только существенные изменения, но и довольно конкретные и жесткие требования к образованию третейских судов, а именно: - арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Исключение законодатель предоставил только Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, которые осуществляют функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством Российской Федерации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Таким образом, ТЕПЕРЬ существенными и обязательными при создании третейского учреждения являются 2 условия:

1.Создание ТОЛЬКО при некоммерческой организации, а не как ранее просто при любом юридическом лице.

2. Получение ПРАВА на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации, чего ранее предусмотрено не было.

Также изменились требования к третейскому судье (арбитру): - В редакции Федерального закона «О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года в статье 8 были следующие требования:

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. 3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.  

В редакции Федерального закона «ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 383-ФЗ от 29.12.2015 года (статья 47): Постоянно действующее арбитражное учреждение должно вести и размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в информационных целях рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из тридцати человек, при условии получения в письменной форме согласия каждого кандидата на включение в список. При этом запрещается обусловливать избрание арбитров сторонами арбитража их принадлежностью к списку рекомендованных арбитров, если иное прямо не согласовано сторонами. Данный запрет не распространяется на случаи назначения арбитров постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с правилами постоянно действующего арбитражного учреждения. В каждом рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений.

Некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, обязана размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о составе ее учредителей (участников).

Данная обязанность не распространяется на некоммерческую организацию с числом учредителей (участников) более ста. Постоянно действующее арбитражное учреждение обязано размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о его органах (в том числе о вхождении в них учредителей (участников) некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение).

Постоянно действующее арбитражное учреждение должно иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается вся информация в соответствии с настоящим Федеральным законом. В настоящее время, к примеру, на официальном сайте Арбитражного суда Тульской области (http://tula.arbitr.ru/process/tretejskie_sudi) аккредитовано 15 третейских судов, действующих на территории Тульской области, с числом судей менее 3-х, подавляющее большинство которых создано при коммерческих юридических лицах и соответственно не соответствующих требования законодательства на момент вступления 1 сентября 2016 года в силу Федерального закона «ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 383-ФЗ от 29.12.2015 года.

Данные изменения фактически ужесточили требования к третейским судам (арбитражу) уже с момента их создания. Это видимо продиктовано целью законодателя устранить так называемые «карманные» третейские суды и упорядочить их деятельность.

Однако, для устранения различных недопониманий и коллизий в «переходный период» в статье 2 Федерального закона «ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 383-ФЗ от 29.12.2015 года законодатель ввел 2 понятия: учреждение-правопредшественник - постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража, учреждение-правопреемник - постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника. Таким образом, во вступающих изменениях предусмотрена возможность дальнейшей деятельности существовавших ранее третейских судов, НО только в случае соответствия их изложенным выше НОВЫМ требованиям.


Сотрудники ООО Юридическая компания "ЛИК" (300028,РФ,г.Тула,ул.Седова,д.7,второй этаж, офис 206, https://www.yuristlic.ru, E-mail:info@yuristlic.ru Тел: +7 (4872) 33-74-65, +7 (930) 895-55-35, +7 (920) 797-00-70) окажут Вам полное содействие и помощь в разрешении данных непростых вопросов (от проведения консультации до полного юридического сопровождения, в том числе и в суде). Вопрос серьезный!!! Доверьтесь профессионалам!!!


Комментариев нет к данной публикации

Юридическая компания "ЛИК"