Юридическая компания "ЛИК"
+7 (4872) 33-74-65 / +7(930) 895-55-35 / +7(920) 797-00-70
info@yuristlic.ru / yuristlic@mail.ru
300028, Россия, г.Тула, ул.Седова, д.7, 2-й этаж, офис 206

Налоговый контроль. Что это?

Статья опубликована: 2017-01-27 10:22:40 +0300 MSK

Налоговый контроль. Что это?

Налоговая проверка (налоговая проверка контрагента, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка ) - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Согласно подпункта 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Определение налогового контроля дано в п. 1 ст. 82 НК РФ, согласно которому налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Сущность налогового контроля изложена в абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ - налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим НК РФ. Налоговый контроль - это цель, а мероприятия налогового контроля (виды налоговых проверок — камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка) - средства достижения данной цели. Налоговый контроль реализуется посредством проведения определенных мероприятий. Мероприятия налогового контроля - это определенные фактические действия налогового органа, осуществляемые в целях реализации налогового контроля. Согласно части 1 статьи 87 НК РФ, к видам налоговой проверки, проводящиеся налоговыми органами налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, относятся: камеральные налоговые и выездные налоговые проверки. Данные проверки призваны отчасти разрешать налоговые споры, возникающие в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результатом такой проверки будет являться акт налоговой проверки.

Согласно части 2 НК РФ, целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Отличия камеральной и выездной налоговых проверок заключается в том, что камеральная налоговая проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которых проводились начисление налога. Выездная налоговая проверка по замыслу законодателя проводится на территории проверяемого предприятия, хотя на практике это совсем не так. Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок также отличаются, Выездная налоговая проверка проводится на основании результатов проведенной ранее камеральной налоговой проверки, допустим, при сомнении и недоверии налогового органа к предоставляемой проверяемым лицом информации, при нарушениях и ошибках в исчислении налогов.

Также в налоговой инспекции может присутствовать план проведения выездных налоговых проверок, который составляется на год, как пример - план налоговых проверок на 2017 год.

Если возникает необходимость провести камеральную проверку расчетов финансовых результатов в отношении инвестиционного товарищества, то это осуществляется по месту учета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Все представленные документы и пояснения, должностное лицо налогового органа обязано рассматривать в установленные сроки законом. Если после рассмотрения представленных документов и пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. Если налоговая декларация не представлена налогоплательщиком - контролирующим лицом организации в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации, установленного законодательством о налогах и сборах.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы, полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации. Выездная налоговая проверка проводится только при вынесении решения налогового органа по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентов РФ. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Выездная налоговая проверка не может длиться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основание и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки принимает руководитель налогового органа для:
  1. истребования документов;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки, может проводиться не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. По причине того, что проверка была приостановлена, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Сотрудники ООО Юридическая компания "ЛИК" (300028,РФ,г.Тула,ул.Седова,д.7,второй этаж, офис 206, https://www.yuristlic.ru, E-mail:info@yuristlic.ru Тел: +7 (4872) 33-74-65, +7 (930) 895-55-35, +7 (920) 797-00-70) окажут Вам полное содействие и помощь в разрешении данных непростых вопросов (от проведения консультации до полного юридического сопровождения, в том числе и в суде). Вопрос серьезный!!! Доверьтесь профессионалам!!!

Комментариев нет к данной публикации

Юридическая компания "ЛИК"